Нотариальные услуги оказываются населению для подтверждения подлинности того или иного документа или законности сделки с имуществом. В одном случае клиент имеет право выбора нотариального органа, в другом – обязан обращаться к нотариусу по месту регистрации, как происходит при решении вопросов о судьбе наследства. Когда речь идет о наследовании имущества, то посетить кабинет специалиста, открывающего наследственное дело, придется несколько раз на протяжении длительного периода. В таких обстоятельствах важную роль играют взаимоотношения между клиентом и нотариусом. Если возник конфликт, клиент должен знать, кому он вправе пожаловаться, и кто поможет в дальнейшем решении вопроса.
Нотариусы и наследство
Чаще всего поводом обращения граждан в нотариальную контору является решение вопросов о наследстве. Такими делами занимаются нотариусы, за которыми закреплен соответствующий участок. Выбрать специалиста самостоятельно клиент не может, поэтому нужно знать, как происходит распределение участков. Существует несколько критериев, по которым дело отдается в ведение определенного нотариуса:
Адрес. Место регистрации собственника имущества, которое предстоит разделить между наследниками после его смерти. При этом не имеет значения наличие предварительно составленной дарственной или завещания у этого нотариуса.
- Фамилия. Участки распределяются между нотариусами в алфавитном порядке по инициалам наследодателя.
- Расположение недвижимости. При отсутствии данных о месте проживания наследодателя оформлением дел о наследстве занимается сотрудник нотариальной конторы, в ведении которой находится территория нахождения большей части наследственной массы.
- Специальные условия. Государственная программа «Наследство без границ» позволяет расширить круг специалистов, которые могут открыть наследственное дело. Если недвижимость подпадает под действие этой программы, наследники вправе обратиться с заявлением в любую нотариальную контору города или области.
В каких случаях можно подать жалобу на нотариуса?
Нотариальные конторы осуществляют свою деятельность, опираясь на нормы российского законодательства. Пренебрегать законом или нарушать его нотариус не в праве, но даже при соблюдении всех правовых аспектов специалист, ведущий дело, может вызвать недовольство клиента. Иногда недопонимание перерастает в серьезный конфликт. Самые распространенные причины неудовлетворенности работой нотариуса:
- неправомерное затягивание срока рассмотрения вопроса и выполнения должностных обязанностей;
- неоправданное требование о предоставлении дополнительных документальных свидетельств;
- навязывание дополнительных платных услуг;
- нарушение нотариальной конфиденциальности;
- отказ специалиста в открытии дела о наследстве.
Некоторые граждане, не обладающие знаниями в области права, ошибочно усматривают нарушения в работе нотариуса, поэтому при смене специалиста по конкретному делу ситуация не меняется. Если неправота и ошибочность действий юриста не вызывают сомнений, клиент имеет право обратиться с жалобой в соответствующие инстанции.
Жалоба на нотариуса сопровождается дополнительными документами — доказательствами незаконности его действий. В случае отказа сотрудника нотариальной конторы от выдачи свидетельства о наследстве он обязан оформить свое решение письменно и разъяснить клиенту, куда и в какие сроки ему следует обратиться.
Куда нужно обращаться?
Если возникла необходимость подать заявление на действия нотариального сотрудника, жаловаться следует в:
- Федеральную нотариальную палату. Этот орган осуществляет контроль над профессиональной деятельностью нотариальных контор. Перед началом работы каждый нотариус становится на учет в ФНП. Здесь гражданин оформляет свою жалобу в письменной форме. Для удобства клиентов предоставляется образец заполнения бланка, который можно скачать или получить непосредственно в палате. Прием документов осуществляется только при личном обращении. В заявлении обязательно указывается основание подачи жалобы, а также излагаются требования о смене сотрудника, занимающегося конкретным вопросом, либо о проверке законности действий данного нотариуса. Заявление подлежит рассмотрению в срок, не превышающий 30 суток. О результатах проверки заявителя уведомляют сотрудники ФНП.
Прокуратуру, которая уполномочена проводить проверку действий нотариуса на основании заявления клиента. Если нарушение специалистом законодательных норм будет доказано, то гражданина уведомят о принятых мерах.
- Судебные органы. Когда решение двух предыдущих инстанций не удовлетворило заявителя, он составляет исковое заявление в суд. Подсудность определяется по месту расположения нотариальной конторы. Подать иск в суд вправе не только клиент, но и другое заинтересованное лицо, пострадавшее от действий некомпетентного сотрудника.
Жалоба в нотариальную палату
Первой инстанцией, куда следует подать заявление с претензией в случае отказа от выдачи свидетельства о наследстве, считается нотариальная палата субъекта РФ, на территории которого нотариус осуществляет свою деятельность. В заявлении нужно изложить все моменты, вызывающие сомнения в правомерности его действий. В подтверждение указанных фактов обязательно прилагаются документальные свидетельства. Заявление составляется по установленному образцу. Заявитель самостоятельно предоставляет весь пакет документов в нотариальную палату, адрес которой можно узнать на официальном сайте Федеральной нотариальной палаты. В течение 30 дней сотрудники предпринимают меры по проверке нарушений, указанных заявителем. В работе принимают участие специалисты Министерства юстиции. Далее проводится анализ полученных результатов и принимается решение.В исключительных случаях срок рассмотрения заявления увеличивается, при этом гражданин получает письменное уведомление о ходе разбирательства и сроках его окончания. Если полученные в результате проверки доказательства подтверждают факт нарушения, то ФНП предпринимает меры в отношении нотариуса — делает ему замечание или выговор.