26 В.О. Ключевский. Лекция 26. КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ.

Похожие видео

Описание

Внутренние следствия основного факта III периода. - Рост политического самосознания московского государя. - Софья Палеолог и ее значение. - Новая генеалогия и сказание о короновании Владимира Мономаха. - Вотчина и государство. - Колебания между. Обеими формами правления. - Порядок престолонаследия. - Расширение власти великого князя. - Запоздалость и вред удельного владения. - Нерешительное отношение к нему Ивана III и его преемников. - Состав верховной власти московского государя. - Перемена во взгляде московского. общества на своего государя.

Текстовая версия

Лекция 26 внутренние следствия основного факта третьего периода рост политического самосознания московского государя софья палеолог и ее значение в москве новые титулы. Новые генеалогии и сказание о коронование владимира мономаха идея божественного происхождения великокняжеской властью вотчина и государства колебания. Между обеими формами правления порядок престолонаследия расширение власти великого князя за по сдалась и вред удельного владения нерешительно и отношение!

К нему его на 3 и его преемников состав верховной власти московского государя перемена во взгляде московского общества на своего. Государя выводы я указал ближайшие внешние следствия какие вышли из основного.

Факта изучаемого периода но этот факт подействовал и на более. Скрытая сферу московской государственной жизни на политические понятия и внутренние.

Государственные отношения и это действие требует особого внимания рост политического сознания указанный факт заметно отразился на политическом самосознание московского государя и великорусского.

Общества мы не можем конечно ожидать чтобы новое положение в каком очутился московской государь. Как бы сильно она не почувствовала тотчас вызвала в московских правительственных умах соответственный ряд новых и отчетливых политических понятий. Ни в одном тогдашним памятники мы не найдем.

Прямого и цельного выражения понятий от лагов шихся в умах под влиянием изменившегося положение тогдашние политические дельцы не привыкли в своей деятельности не исходить. Из отвлеченных теорий не быстро переходить от новых фактов. К новым идеям новая идея развивалась туго долго оставаясь в фазе смутного!

Помысла или шаткого настроения чтобы понять людей в этом состоянии надобно искать более простых первичных проявлений человеческой души смотреть. На внешние подробности их жизни на костюм по которому они строят свою походку.

На окружающую их обстановку по которой они подбирают себе осанку эти признаки выдают их помыслы. И ощущения еще неясные для них самих не созревшие для более понятного выражения почувствовал себя в новом положении.

Но еще не отдавая себе ясного отчета в своем новом значении московская государственная власть ощупью? Искала дома и на стороне форм которые бы соответствовали этому положению и уже облекшись в эти формы старалась с помощью. Их уяснить себе свое новое значение с этой стороны получают немало важный исторический интерес некоторые дипломатические формальности и новые придворные:

Церемонии появляющиеся в княжение его на 3 софья палеолог иван был женат: Два раза первая жена его была сестра.

Его соседа великого князя тверского мария борисовна по смерти ее в 1467 году иван стал искать другой жены подальше и поважнее. Тогда время проживала сирота племяннице последнего византийского императора.

Софья фоминична палеолог несмотря на то что греки. Со времени флорентийской унии сильно уронили себя в русских православных глазах несмотря на то что софья жила так близко: К ненавистному папе в таком подозрительном церковном обществе иван третий одолев в себе религиозную брезгливость выписал.

Царевну из италии и женился на ней в 1472 году это царевна известно и тогда в европе своею редкой. Полнотой привезла в москву очень тонкий ум и получилось! Здесь весьма важное значение бояре шестнадцатого века приписывали ей все неприятные им нововведения какие из того времени появлялись при московском дворе внимательный!

Наблюдатель московской жизни барон герберштейн два раза приезжавший в москву послом германского императора при его на вам преемники? Наслушавшись боярских толков замечает а софи в своих записках что это была женщина необыкновенно на хитры имевшие! Большое влияние на великого князя который по ее внушению сделал многое ее влиянию предписывали даже решимость?

Его на 3 сбросит себя татарская игр в боярских род казнях и суждениях о царевне не легко отделить наблюдение:

От подозрения или преувеличения руководимого недоброжелательство софия могла внушить лишь то чем дорожил? А сама и что понимали и ценили в москве она могла привести сюда предание и обычай византийского двора? Гордость своим происхождением досаду что идет замуж за татарского данника в москве и едва ли нравилось простота.

Обстановки и бесцеремонность отношений при дворе где самому ивану третьему приходилось выслушивать по выражению. Его внука многие по но сны и и укоризненные слова от строптивых. Бояр но в москве и без нее ни одного.

Его на 3 было желание изменить все эти старые: Порядки столь не соответствовавшее новому положению московского государя a safe с привезенными ею греками видов. Scheme и византийские и римские виды могла дать ценные указания.

Как и по каким образцам ввести желательные перемены ей нельзя отказать во влиянии. На декоративную обстановку и закулисную жизнь московского двора на придворные интриги и личное отношение. Но на политические дела она могла действовать только внушениями?

В тариф scheme тайным или смутным помыслам самого ивана особенно понятливо могла быть воспринято мысль что она царевна своим московским замужеством делает. Московских государей преемниками византийских императоров со всеми интересами православного востока какие держались за этих императоров поэтому софья ценилось. В москве и сама себя ценила не столько как великая княгиня московская сколько как царевна византийское.

В троицком сергеевым монастыре хранится шелковая пелена шитой. Руками этой великой княгини которая вышла в ней и свое имя пелена это выше то в 1498 году в 26 лет замужества софья!

Кажется пора было бы уже и забыть про свое девичество и прежние византийское! Звание однако в подписи на пелене она все еще величает себя царевну you царь городскую они великой княгиней. Московской и это было недаром софья как царевна пользовалась в москве правом принимать иноземные посольство.

Таким образом брак ивана i saw я получил значение политической демонстрации которую заявляли всему свету что царевна как наследница.

Павшего византийского дома перенесла его державное права в москву как в новый.

Царьград где и разделяет их со своим:

Супругом новые титулы почувствовал себя в новом положении и еще рядом с такой: Знатной женой наследницы византийских императоров иван нашел тесной и некрасивый прежнюю.

Кремлевскую обстановку в которой жили его не взыскательные предки вслед за царевной.

Из италии выписаны были мастера которые построили его ну новый успенский. Собор грановитую палату и новый каменный дворец на месте. Прежних деревянных хором в то же время в кремле при дворе стал заводиться тот сложный и строгий церемониал который сообщал такую.

Чопорность и натянутость придворной московской жизни точно так же как у себя дома в кремле. Среди придворных слуг своих иван начал выступать более торжественной поступью и во внешних сношениях особенно.

С тех пор как само собой без бою при татарском же содействие. Свалилась с плеч ордынская игр тяготевших на северо-восточной руки два с половиной столетия с 1238 по 1480?

В московских правительственных особенно дипломатических бумагах той поры является новый более торжественный язык складывается пышная терминология незнакомые московским. Дьяком удельных веков между прочим для едва восприняты. В политических понятий и тенденций не замедлили подыскать.

Подходящее выражение в новых титулах какие появляются в актах примени московского государя это целая политическая программа характеризующая. Не столько действительно сколько искомое положение в основу ее положен?

И те же два представления извлеченные московскими правительственными умами и совершившихся событий и оба эти представления политические притязания эта мысль о московском государя?

Как о национальном властители всей русской земли и мысль о нём как о политическом и церковном преемники византийских императоров? Много руси оставалось за литвой и польшей и однако в сношениях западными? Дворами не исключая и литовского иван третий.

Впервые отважился показать европейскому политическому миру притязательный. Титул государя всея руси прежде употреблявшийся лишь в домашнем: Обиходе в актах внутреннего управления и в договоре 1494 года даже заставил литовское правительство формально признать этот титул.

После того как спала с москвы татарская игр в сношениях с неважными иностранными правителями например. С ливонским магистром иван третий титул uid себя царем всея руси этот термин как известно.

Есть сокращенная южно славянская и русская форма латинского слова цезарь или по старинному написанию царь как от того же слова по-другому.

Произношению кесарь произошло немецкая кайзер титул царя вактор внутреннего управления.

При иване третьем иногда при иване четвертом обыкновенно соединялся со сходным по значению! Титулом самодержца это славянский перевод византийского императорского титула оба термина в древней руси значили. Не то что стали значит потом выражали понятия не о государе с неограниченной внутренней?

Властью а а властители независимым ни от какой сторонний внешней власти никому не плачущим? Да не на тогдашнем политическом языке оба эти термина противо полагались тому что мы разумеем под словом. Вассал памятники русской письменности до татарского ига иногда и русских князей называют царями придавая им этот титул в знак почтения не в смысле!

Политического термина царями по преимуществу древняя русь до половины 15 века звала византийских. Императоров и ханов золотой орды наиболее известных ей независимых властителей. И иван третий мог принять этот титул только перестав!

Быть данником х на свержение игр устраняла политическое к тому! Препятствия а брак софий давал на то историческое оправдание иван третий мог теперь считать себя единственным оставшимся в мире православным и независимым государем:

Какими были византийские императоры и верховным властителем руси бывший под властью ордынских ханов усвоив эти новые пышные титулы иван нашел что теперь. Ему негоже называться в правительственных актах просто. По-русски иваном государем великим князем а начал писаться в церковной книжной форме иоанн божией милостью государь.

Всея руси к этому титулу как историческое его оправдание примешивается длинный ряд географических эпитетов. Обозначавших новые пределы московского государства государь всея руси и великий. Князь владимирский и московский и новгородский и псковский и тверской и пермский и югорский:

И болгарский и иных то есть земель почувствовав себя и по политическому могуществу и по православному христианству наконец и по брачному родству преемником! Павшего дома византийских императоров московский государь и нашел и наглядное выражение своей династической связи с ними с конца 15 века на его печатях. Появляется византийский герб двуглавый орел генеалогию рюрика тогда.

Мы слили не идеями и образами символами. Обрядами легендами то есть идеи развивались не в логические.

Сочетания а в символические действия или предполагаемые факты для которых! Искали оправдания в истории к прошлому обращались не для объяснения явлений настоящего а для оправдания текущих интересов подыскивали примеры.

Для собственных притязаний московским политикам начала шестнадцатого века мало было брачного родства. С византией хотелось породниться и по крови. При том самым корнем или мировым образцом верховной власти самим римом в московской!

Летописи того века появляется новое родословие русских князей ведущий их рот прямо от император римского по-видимому. В начале 16 века составилось сказали будь то август кесарь римский обладатель всей вселенной когда стал изнемогать. Разделил вселенную между братьями и соратниками своими и брата своего бруса посадил на берегах вислы реки по реку называемую.

Неман что и доныне по имени его зовется русской землей а от prusa 14 колено великий государь рюрик московская дипломатия. Делала из этого сказания практическое употребление в 1563 году бояре царя ивана оправдывая его царский титул в переговорах с польскими послами:

Приводили словами летописи эту самую генеалогию московских рюриковичи сказание о владимире мономахе хотели осветить истории и идея византийского наследство владимир мономах.

Был сын дочери византийского императора константина мономаха умершего за 50 лет слишком до вступления:

Своего внука на киевский стол в московской жилета писи составленный при грозном повествуется что владимир мономах во княжев. Шись в киеве послал воевод своих на царьград воевать этого самого.

Царя греческого константина мономаха который с целью прекратить войну отправил в киев с греческим митрополитом крест из животворящего! Дерева и царский венец со своей головы то есть мономаха? Ву шапку сердолика вай чашей из которой август царь римский веселился!

Из золотой цепью митрополит именем своего царя просил у князя киевского мира и любви чтобы:

Все православие в покое пребывала под общую властью нашего царства и твоего.

Великого сама держав ства великие руси владимир был венчан этим венцом и стал зваться мономахом бага винчи нам царем великой руси. А то ли так заканчивается рассказ тем царским венцом венчаются все великие. Князя владимирские сказание было вызвано венчанием его на 4 на царство в 1547 году когда были торжественно.

Приняты и введены как во внешние сношения так его внутреннее. Управление титула царя и самодержца появлявшиеся при иване третьем как бы в виде пробы лишь в некоторых преимущество над дипломатических?

Актов основная мысль сказания значение московских государей как церковно политических преемниках византийских царей основана на установленным при владимире мономахе совместно: Властитель стве греческих и русских царей самодержцев над всем православным миром вот почему. Иван 4 нашел необходимым укрепить принятие царского титула соборным письменным благословением греческих святителей со вселенским патриархом константинопольским:

Во главе московскому акту 1547 года в кремле придавали значение вселенского церковного деяния. Любопытно что и в этот акт восточных: Иерархов внесено московское сказание о царском венчание владимира мономаха есть византийское.

Известие шестнадцатого века что русские великий князь. Носил чем стольника при дворе греческого царя владыки.

Вселенной как учила о нем византийская иерархия а василий темный в одном из посланий к византийскому императору. Называет себя сватом святого царство его теперь по московской теории 15 16 веков этот стольник из вас вселенского царя превратился.

В его товарищи а потом преемника эти идеи на которых.

В продолжение трех поколений пробовала свои силы московская политическая мысль проникали и в мыслящие русское общество. Инок одного из псковских монастырей филофей едва ли высказал только.

Свои личные мысли когда писал отцу грозного что все христианские царство сошлись в одном его царстве что во всей поднебесной один. Он православный государь что москва третий и последний рим идея божественного происхождения власти. Изложенные подробности не все одинаково важны и сами по себе все любопытны как своего рода символ и политического мышления как выражение усиленной работы политической мысли.

Какая началась в московский государственных умах при новых условиях положения в новых титулах! И церемониях какими украшала или обставляя себя власть особенно в генеалогических и археологических легендах. Какими она старалась осветить свое прошлое сказывались успехи!

И и политического самосознания в москве чувствовали что значительно выросли и искали исторической и даже богословской. Мерки для определения своего роста все это вело к попытке вникнуть в сущность верховной. Власти в ее основании происхождение и назначение увидев себя в новом положении московский государь нашел недостаточным прежней источник своей власти.

Каким служила от жена и дети на то есть преемство от отца и деда теперь он хотел поставить. Свою власть на более возвышенное основанием освободить ее от всякого земного юридического источника идея божественного происхождения верховной власти была не чужда.

И предкам его на 3 но никто из них не выражал этой идеи так твердо как он когда представлялся к тому случай: В 1486 году некий немецкий рыцарь opel странствуя по малоизвестным в европе отдалённым краям каким-то. Образом попал в москву вид столице неведомого московского государства поразил его как политическое и географическое открытие на католическом западе знали преимущественно.

Русь поиска литовскую и многие даже не подозревали о существовании руси московской воротясь домой подпись рассказывал германскому? Императору фридриху третьему что за польско-литовской русью есть еще другая русь московская независимая нет больше не от татар государь который будет пожалуй поселения.

И побогаче самого короля польского удивленный таким неожиданным: Известием император послал под пиля в москву просить у ивана руки одной из его дочерей для своего племянника.

И в вознаграждение за это предложил московскому! Князю королевский титул иван поблагодарил за любезное предложение но в ответ на него велел сказать послу а что ты нам говорил!

О королевстве там и божией милостью государи на своей земле:

И сначала от первых своих прародителей об оставлении имеем. От бога как наши прародители так и мы молим бога чтобы нам и детям нашим дал до века.

Так быть как мы теперь государи на своей земле а постановление. Как прежде ни от кого не хотели так и теперь не хотим подобно деду царь иван в беседе с польско-литовским и послами?

Жалуясь на то что король сигизмунд август не признает. Его титулов и прав ими выражаемых говорил что эти права даны ему богом и ни в чем признание не нуждаются вотчина и государства таковы. Успехи достигнуты московским политическим самосознанием путем столь разнообразных усилий объединение великороссии повело к мысли о соединении всей руси под одной.

Властью и к стремлению придать этой власти не только всероссийское но и вселенское значение но во имя чего объединили велика.

Россию и хотели объединить всю русь иван третий настойчиво заявлял и его преемники повторяли? Что вся русская земля их отчего значит новый союз образуемый образовавшийся: Великороссии подводился под старую политическую форму ни из чего не видно чтобы иван третий понимал отчину как-нибудь иначе не так как понимали.

Эту форму его удельные предки но общественные союзы имеют свою природу требующую соответствующих ей политических форм в удельной вотчине. Где свободное обыватели находились князю во временных договорных отношениях ежеминутно способных прорваться князь был собственником:

Только территории земельного пространство с хозяйственными угодьями страна населенной целым народом.

Для которого она стала отечеством соединившись под одной властью не могла оставаться вотчиной собственностью носителей этой власти в москве заявляли притязание на всю русскую? Землю как на цельный народ во имя государственного начала обладать ею хотели как отчины на частном удельном праве в этом состояло внутреннее противоречие.

Того объединительного дело которые с такими видимыми успехами довершали иван третий и его преемник иван 3 1 из московских князей громко объявивший. Всю русскую землю своей вотчиной кажется чувствовал это противоречие и искал из него выхода усиливаясь согласовывать свою вотчину you власть с требованиями.

Изменившегося положение увидев себя государем целого православного народа.

Он сознавал хотя и смутно те новые обязанности какие ложились на него как на поставленного свыше блюстителя! Народного блага мысль об этом мелькнула при одном случае о котором впрочем. Узнаем далеко не из первого источника в 1491 году по договору иван велел своим удельным:

Братьям послать их полки на помощь своему крымскому союзнику хану менгли-гирея удельный князь андрей углицких: Не послушался не послал своих полков в москве сначала смолчали и когда князь андрей.

Приехал в столицу приняли его ласково но потом неожиданно схватили и посадили в тюрьму митрополит по долгу сана ходатайствовал перед. Великим князем за арестованного но иван отказался дать ему свободу? Говоря что этот князь и раньше несколько раз зло умышляют против него да это бы еще ничего.

Добавил иван но когда я умру он будет искать великого княжения под внукам моим и если даже не добудет.

Княжение то смутит детей моих и станут они воевать друг с другом. А татары будут русскую землю бить жечь и пленить и дань опять наложит и кровь христианское прольется по-прежнему и все мои труды. Останутся напрасны и вы будете рабами татар так повествуют татищев в своем летописном своде не указывая откуда заимствовал.

Слова великого князя во всяком случае с тех пор как обеспечен был. Успех московского собирания руси в иване третьем его старшем сыне и внуки начинают бороться watch ник и государь самовластный хозяин и носитель верховной государственной.

Власти это колебания между двумя началами или порядками обнаруживалось в решении важнейших!

Вопросов поставленных самым этим собиранием о порядке преемство власти об ее объеме. И форме ход политической жизни объединенной великороссии более чем на столетие испорчен.

Был этим колебаниям приведшим государства глубоким потрясением: А династию собирателей гибели престолонаследия мы уже знаем как еще до его на фактическим не юридическим?

Путем устанавливался в московском княжеском доме порядок преемство великокняжеской власти в прямой. Нисходящей линии все зависело от обстоятельств их она но обстоятельства и воля хана обыкновенно складывались в пользу такого порядка и образовывали обычай: В силу которого великой княжне уже дмитрия донского стала не только московской ученой но именно ученый старшего сына московского великого князя василий!

Темный столько претерпевший в борьбе за этот порядок придумал средство упрочить его еще при своей жизни назначив старшего своего сына ивана великим князем соправителем. Иван хотел последовать примеру отца и старшего сына своего:

От первой жены ивана также назначил своим соправителем но соправитель умер оставив сына димитрия когда и у софи подрастал. Сын василий у ивана третьего получилось 2 нисходящие и довольно.

Равносильные линии представитель старший внук на одно колено был ниже представителя младший! Сын бояре по нелюбви к софии были за внука софья с сыном завела темную придворную: Интригу которая открылась и рассерженный иван решил назначить соправителем и наследником в у к но он не довольствовался простым.

Из явлением своей воле не давний обычай назначать наследника предварительно объявив его соправителем он хотел осветить торжественным церковным. Венчанием избранника на великой княжне из византийских коронационных а пряников выбрали подходящие. Церемонии дополнили их подходящими к случаю подробностями и составили чин поставления дмитрия ивановича на великое княжение дошедший до нас в современной рукописи.

Венчание происходило в успенском соборе в 1498 году великий. Князь дед возложил на великого князя внука шапку венец и бармы а плечи широкий отложной воротник во время венчания митрополит обращаясь к деду называл: Его при славным царем самодержца торжественная минута вызывало в московском князя потребность.

Оглянуться назад и призвать старину историю в оправдание. Нового порядка престолонаследия в прямой нисходящей линии обратясь к митрополиту иван сказал отец митрополит божиим и звали.

Не им от наших прародителей великих князей старина наша а то ли и до сих мест отцы наши великие князья сыновьям своим старшим давали великая!

Княгиня и я была сына своего первого его на при себе благословил великим. Князем но божию волею сын мой иван умер у него остался сын 1 димитрий и я его теперь благословляю при себе и после себя.

Великим князем владимирским московским и новгородским и ты бы его отец на великое княжение благословил по прямому.

Смыслу этих слов иван решил при назначении преемника держаться.

Прямой нисходящей линии в самом строгом смысле слова торжественное церковное венчание освещавшие такой порядок престолонаследия. Можно считать тогдашние формы издания основных законов такие законы и впереди всех закон о престолонаследии были особенно необходимы в момент превращения непомерно. Расширившиеся вотчины данилович и в московское государство.

Государство тем и отличается от вотчины что в нем воля вотчинника уступает место государственному закону но эвансом же нарушил свое столь. Торжественно и установление софия успела поправить свои дела. Венчанный внук был разжалован и заключен под стражу!

А сын пожалован и посажен на великой княжне самодержцем разве. Я не волен в своем внуке и в своих: Детях кому хочу тому и дам княжий я сказал однажды иван по другому случаю?

Здесь в нем говорил своенравный хозяин watch и ник они государь которым издан был первый судебник та же мысль о произвольно: В выборе преемника между нисходящими выражено и в договоре заключенном между василием и юрием старшими сыновьями его на 3 еще при жизни? И по его воле отец благословляет великим.

Княжеством сына которого хочет невзирая на старшинство преемником его на 3 дан был пример:

Которому они следовали с печальным постоянством одной рукой созидать а другой. Разрушать свое созидание пока не разрушили созданного ими государства расширение власти великого князя такое же колебание.

Заметно и в определении объема и формы верховной власти усиленная работа политической мысли: Повела ни к одному лишь накоплению новых украшений вокруг великого князя и его титула от этой работы оставались и некоторые практические осадки. Новое значение верховной власти постепенно у я снялась отражалось не только на придворном церемониале.

Но и на государственном праве мы знаем как великие князья московские уже с первой половины четырнадцатого века постепенно усиливали вотчина и преобладание старшего своего. Наследника над младшими князьями удельными иван третий в своем завещании довел это усиление до небывалых размеров старшему.

Своему сыну и наследнику великого князя не я он одному завещал более 60 городов с уездами. Или целых земель с городами и пригородами а4 удельным его братьям всем вместе было дано не более. 30 городов при том большею частью малозначительных теперь великий князь московский стал гораздо богаче и сильнее всех удельных своих родичей!

Вместе взятых это было практическое средства к которому прибегали и предшественники его на 3 для обеспечения политического преобладания старшего наследника иван третий:

И здесь сделал важное нововведение в котором сказалось действие государственных идей усиленно проникавшие в сознании московского государя усиливая материальное преобладание старшего! Сына великого князя он своей духовной дал ему и существенные.

Политические преимущества над младшими удельными братьями в этом отношении духовная его на есть первый акт своего? Рода в истории нашего государственного про в нем видим попытку. Определить состав верховной власти перечисляю эти политические преимущества:

Данные великому князю над удельными 1 до тех пор все князья сонаследники совместно. По долям или участком владели городом москвой собирались нее дань япошками прямые!

И косвенные налоги в духовной его на 3 важнейшие статьи финансового управления столицей торговые пошлины и сборы с торговых помещений. Предоставлены одному великому князю который только выдавал из них по 100 рублей! Не менее 10 тысяч рублей на наши деньги.

В год каждому из удельных своих братьев второе до сих пор удельные. Князья творили суд и расправу по всем делам каждый в своем участка столицы и принадлежащих ему подмосковных сёлах по духовной! Его на 3 суд по важнейшим уголовным делам во всей москве.

И в подмосковных станах доставшихся в удел братьям.

Принадлежал исключительно великому князю 3 до сих пор каждый владетельный. Князь великий как и удельная билл или мог бить свою монету и в наших нумизматических кабинетах вы найдете много экземпляров. Удельные монеты 14 и 15 веков по дух главной его на 3 право чеканить монету предоставлено только одному великому.

Князю московскому 4 до сих пор согласна с удельным? Порядком владения удельные князья могли располагать своими вотчинами в завещаниях по личному усмотрению дмитрий. Донской впервые ввел некоторые ограничения в это право постановив в своей духовной что удельный князь.

Умирая bis zu но в нем не мог никому завещать свой удел который по смерти без сыновнего владельца делился между оставшимися. Братьями по усмотрению матери в духовный его на 3 это ограничение направлено исключительно в пользу великого князя вы мрачный.

Удел весь без раздела переходил к последнему часть удела выделенная княгини вдове на про же так оставалось в ее пользовании. Только до ее смерти до живота а потом так же отходила к великому князю вред удельного владения видим. Что духовное его на 3 определяет верховную власть великого князя только с одной стороны по отношению.

Князьям удельным великий князь прежде превосходивший удельных родичей только размерами своих владений количеством: Материальных средств теперь сосредоточил своем лице и наибольшее количество политических прав преемник его на 3 ступал на великокняжеский стол более государем чем сам иван:

Удельное братья в первую половину иванова княжон я еще способные на делать больших! Хлопот великому князю потом являются перед ним бессильными и бесправными владетелями они беднели и падали все более вели хищническое.

Управление в своих уделах и все-таки нуждались не были в состоянии нести расходов на татар занимали деньги у кого из сколько. Могли иногда по 2 рубля на соль и не платили!

Процентов умирали в больших долгах возлагаю уплату их на великого князя которому оказывали свои уделы в таких чертах рисуются их хозяйственное.

Положение в их духовных грамотах еще печальнее было положение у дельно в братьев.

Великого князя василия они иногда помышляли о побеге в литву но по обнаружению замысла унижена ходатайствовали о прощении через митрополита монахов. Московских бояр называли себя холопами великого князя своего государя с ними и не стеснялись в москве не при иване не при василии они знали.

Что за ослушание из-за крамолу по одному доносу даже только по подозрению их ждет московская тюрьма но удельное. Право формально признавали оба эти великие князья заключали с удельными договоры на старых условиях как с независимыми владетелями.

Только обязываю их быть неотступным и от великих князей никуда не кому некоторыми делают! Ни с кем не заключать договоров вообще. Не сноситься без ведом и великих князей и под их детьми своими племянниками:

Великих княжеств не подыскивать по-прежнему действуют личные обязательства вместо закона однако безопасные сами по себе по своей политической и нравственной слабости.

Не способные и своих уделов устроить не то чтобы царством правит. Как отозвался о своих удельных братьев великий князь василий они не перестали быть вредными при тогдашнем ходе дел и при складе общества того времени:

Удельное предание были еще слишком свежи и кружили слабые удельные головы. При всяком удобном случае удельный князь был крамольник если не по природе то по положению за него цеплялась великая интрига за плита вши и ся в сбродом. Придворной толпе в московском кремле от него ежеминутно.

Ожидали смуты всего более боялись его побега за границу в литву хотя эта опасность была может быть лучшим средством освободить государства! От этих ни на что не пригодных.

Остатков без нарядной старины как это средство избавляло василия темного от его злейших врагов князей. Мазайского ешь и мяча формальная то есть притворное.

Признание удельного право не соответствовавшее действительным отношениям внося фальшь в государственную! Жизнь мешало московским государям уяснить себе и проводить одно из основных начал государственного порядка.

Единство цельность верховной власти печальный опыт отца и свой собственный заставил его на 3 тревожно задумываться над мыслью о такой власти?

Московский посланец от его имени говорил в вильне его дочери великой княгини литовской слыхал. Я каково было настроение в литовской земле коли было государей много а и в нашей земле слыхал.

От и каково было не устроение при моем отце а после. Отца каковы были дела и у меня с братьями надеюсь слыхал же а иное и сама помнишь нерешительность московских государей но восприимчивы к идее. Самодержавия московских государей очень туго усвоили себе мысль о единодержавие мы скоро увидим как иван 4 торжественно принявший постоянный титул.

Царя и самодержца в полемике с князем! Курбским принялся за напряженную работку нового взгляда. На самодержавия незнакомого древней руси но и он не мог отрешиться от удельных привычек в духовной 1572 года назначил своим преемником старшего!

Сына ивана он отказал ему все царства русское но при этом выделил и второму сыну фёдору. Удел набраны из городов в разных частях государства суздаль кострома волоколамск козельск ммц энск и другие правда этот удел не становился:

Особым самостоятельным княжеством его владетель не получал. Значение автономного государя подобно удельным князьям прежнего времени а во всем подчинен был царю и самый удел его оставался под верховной. Властью старшего брата как единственного государя составлял неотделимая часть единого нераздельного русского царства.

А удел сына моего фёдора гласило духовное и муж старшему сыну царю ивану к великому государству.

В уме завещателя очевидно присутствовала мысль о нераздельности верховной.

Власти и государственной территории в той же духовной впервые. В истории нашего государственного права решительно выражена было понятие.

Об удельном князя как о простом слуге государя самых настойчивых выражениях отец внушает младшему сыну безусловную. И беспрекословно you покорность перед старшим приказывает ни в чем ему не прекословить во всем жить из его слова во всем быть в его воле.

До крови и до смерти даже в случае обиды от старшего. Брата рати не поднимать и самому собой не обороняться обить ему челом чтобы гнев сложить изволил словом удельный князь владетельный подданные государя: И больше ничего но дело было в самом звание удельного князя.

Они в степени его подчинения государю по завещательным. Отеческим наставлением не имевшим никакого практического значения когда старший сын грозного. Погиб второй заступил его место наследника а родившемуся незадолго до смерти.

Отца царевичу дмитрию назначен был маленький удел углич но отец не успел еще закрыть глаз а у колыбели этого удельного князя уже завязалась смута. Которая долго клея наконец разгорелось в такую беду едва не разрушившую всех плодов трехсотлетней терпеливы и работы московских даниловича так до конца.

Династии в кремле не могли оторваться от мысли что каждый член владетельного рода должен иметь удел хоть маленький их из призрачной властью. Но все же свой удел и даже такой смелый мыслитель и преобразователь.

Как иван грозный остался верен фамильные московской?

Логики и политики логике полу мыслей и политики полумеры сведем все сказанное чтобы видеть как сложилась верховная власть в московском. Государстве концу изучаемого периода состав верховной власти одному из маленьких уделов окского вс кого междуречье счастливое сочетание различных условий помогло расширится на всю область. Тогдашнего распределения великорусского племени столь успешно и расширение побуждало владетелей этого удела постепенно.

Расширять и свой взгляд на себя на свою власть чтобы привести ее в меру все улучшившуюся положение разнообразное пособия вовлечены: Были в эту работу московской политической мысли обще христианские воззрения и византийские придания туземные исторические воспоминания и уроки выносимые. Из переживаемых событий даже чаяние будущего из такого материала выработался довольно сложной но недостаточно определенный образ верховной власти в котором с некоторые:

Ясностью обозначались три черты божественное происхождение вселенское представительство православия на основе церковно исторической связи спавший византией и национальное всероссийское значение. На основе прямого преемство от великого князя владимира мономаха но эти черты были привнесены в состав.

Власти они развивались из ее исторически сложившегося содержание это содержание состояла в ученом праве московского? Государя на русскую землю как принадлежащую так и имеющую принадлежать.

Ему в будущем в этом праве можно различить! 3 определения независимое от сторонние силы вотчины и полна власти выраженная в заимствованных титулах царя и самодержца наследование по завещанию в прямой нисходящей: Линии с выбором наследника из нисходящих по усмотрению завещателя неделимость царство как власти и как области сохранением подчиненного царю удельного.

Владения исходя из чисто вотчинных оснований эти определения при надлежащей законодательной обработки и очистки. От вотчиной примеси могли стать основами государственного порядка из них два последних.

Тем и были вызваны что watch in расширилась до размеров в которых она не могла оставаться вотчиной: И превращалась в государство взгляд общества на государем мы доселе перечисляли последствия основного факта обнаружившиеся с одной стороны:

Во внешнем положении и внешней политики московского государства с другой в политическом сознании московского государя и в составе его верховной власти. Но этот факт отразился и на отношение московского общества к своему государю до конца 15 века это отношения отличалась простотой удельного времени.

И еще не заметно было следов того почитания своего рода культа которым:

Впоследствии был окружен московский государь в 1480 году во время нашествия хана ахмата иван третий постояв с палками. Наоки покинул армию и воротился в москву. Столица была в смятении горожане сносили в кремль свои пожитки.

Ожидаю татарской осады увидев возвращающегося великого князя они подступили к нему с жалобами и говорили. Ему по свидетельству летописи когда ты государь княжич над нами в мирное?

Время тогда нас много по-напрасну обри меняешь поборами а теперь сам рассердил хана не заплатив! Ему выхода нас же выдаешь татарам престарелый ростовский архиепископ вассиан встретил великого князя еще более резкими упреками начал зло говорит чему называя! Его бегуном трусом и грозя что на нем взыщется кровь христианская.

Которая прольется от татар приведем еще эпизод из княжне иванова преемника и в это время еще не исчезли прежние. Простые отношения подданных государю тогда в москве заподозрили по доносу в злом умысле государева брата удельного дмитровского князя юрия и решили дождаться?

Его приезда в столицу чтобы арестовать его узнав об этом юрий обратился к волоколамскому? Игумену преподобному иосифу жалуюсь ему что в москве слушают навет ников и прося игумена съездить:

В москву по ходатайствовать за него перед великим князем иосиф уговаривал удельного. Князя не противиться великому преклонить главу твою перед помазанником божиим.

И покорись ему юрий отвечал на это будь мне вместо отца родного я по-твоему наставлению не буду? Против государя готов все терпеть от него даже самую смерть только съезди к нему иосиф послал к великому? Князю двух старцев своего монастыря не соблюдая обычных правил вежливости не поздоровавшись и не спросив о здоровье игумена василий.

Встретил посланных сердитыми словами зачем пришли какое вам до меня дело тогда один из старцев начал наставительно пенять. Великому князю что государю не подобает так выходить. Из себя не разузнав наперед в чем дело а следует расспросить хорошенько и выслушать с кротостью.

И смирением великий князь смутился встал и улыбаясь.

Сказал ну простите старца я пошутил затем сняв шапку он поклонился старцем. И спросил о здоровье игумена тогда уже пошла речь одели и великий князь уважил ходатайство иосифа помирился с братом. Это было до 1515 года когда умер иосиф так еще в начале 16 века по временам проявлялись простые удельные отношении подданных.

К своему государю но эти отношения исчезали быстро вместе. С последними уделами уже при иване третьем еще более при василии верховная. Власть окружила себя тем ореолом который так резко отделил московского государя от всего остального общества посол императоры германского герберштейн.

Наблюдавший москву при василии замечает что этот. Великий князь докончил то что начал его отец и властью своею над подданными превосходит. Едва ли не всех монархов на свете он добавляет что в москве говорят про великого князя воля государева божья воля государь!

Исполнитель воли божией когда москвичей спрашивают о каком-нибудь неизвестным. Им или сомнительном деле они отвечают за отверженными выражениями мы того не знаем. Знает то бог ты великий государь по словам герберштейна они даже величали своего государя ключником.

И постель не чем божиим применяя язык московского двора к столь возвышенным отношениям так уже ко времени васильева преемника его на 4 в москве был готов. Тот кодекс политических понятий которым так долго жила потом московская русь выводы припоминая изученные нами сегодня. Явления не можем сказать чтобы полтора века.

Со смерти василия темного прошли даром для политического: Сознания и власти московского государя идея государственного объединения всей русской!

Земли национального значения московского государя свыше возложенного на него полномочия блюсти? Народное благо эти идеи вместе с первыми попытками. Установить состав верховной власти единой и неделимой надобно признать значительными успехами для московских умов того времени впрочем.

Значение этих успехов ограничилась бы истории понятий если бы они не сопровождались соответственным движением общественного и государственного порядка к изучению которого: Мы и обращаемся:

Дополнительные материалы

Оцените статью
173 оценки 9.51 из 10
Поделиться или сохранить к себе: